Поиск по этому блогу

27.08.2014. Ленинск-Кузнецкий. Августовская городская конференция

Августовская городская конференция "Состояние муниципальной системы образования и основные векторы изменений в условиях перехода и реализации федеральных государственных образовательных стандартов"

Секция 6. "Готовимся к реализации ФГОС ООО"

мастер-класс: Межпредметный сетевой проект (биология, география, экология, информатика) как новая форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Для чего я пришла в сеть? "Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами" (Али Апшерони, теолог, общественный деятель). Это и есть ответ на вопрос. Я пришла в сеть учиться. Незнание способствовало формированию страха перед новыми технологиями и устройствами. Учитель не должен отставать от своих учеников. «Уча других, мы учимся сами» (Сенека, философ, поэт, государственный деятель).Для чего учитель ведет учеников в Сеть? Нормативная база ФГОС помогает ответить на данный вопрос коллегам, администрации и родителям. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход … «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Всё это, и многое другое, можно реализовать в Сети. 
Сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет. Для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности учителя... Но мы живём в 21 веке, называем себя современными людьми и учим человека 21 века, которому по плечу все достижения цивилизации и который когда-нибудь сможет внести свой вклад... Мы с вами должны сегодня его поддержать и помочь в выборе формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Одной из таких форм как раз и являются сетевые учебные и учебно-исследовательские проекты.
Безусловно, что процесс «Дети-Сеть-Учитель» должен быть продуманным и подготовленным. Учитель предстаёт в роли советника, соратника, помощника и надёжного товарища своим ученикам. Нам нужно научить ребят самостоятельно получать новые знания, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится. Важно умение найти такие слова, чтобы суметь заинтересовать каждого ученика индивидуально.
  • Мы вместе.
  • Мы партнёры.
  • Мы члены одной команды.
  • Мы соавторы.
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. В отличии от занятия или учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. 
В школе под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Полат Е.С.). Существуют и другие определения учебного проекта.
Сетевой проект рекомендуется для осуществления следующих целей:
  • Организации интерактивных дидактических игр.
  • Сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;
  • Проведения экологических, социологических проектов;
  • Создания совместных творческих продуктов;
  • Организации совместных полевых работ, практических экспериментов;
  • Совместная разработка туристических маршрутов.
  • Совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования и пр.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают: 
  • электронную почту и списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Новые федеральные образовательные стандарты очень четко определяют место информационно-коммуникационных технологий в образовании. И в личностных, и в метапредметных, и, тем более, в предметных результатах обучения устанавливаются уровни ИКТ-компетенций учеников в зависимости от ступени образования. Такие знания и навыки становятся базовыми как у ученика, так и у учителя. Особенно хорошо работает на формирование данных навыков участие в сетевых (телекоммуникационных) проектах. Заметила это я после участия в первом для меня проекте «Зимующие птицы Кузбасса» на сайте КузВики. Еще не вступив в проект, мы с ребятами начали осваивать простейшие интернет-технологии, сервисы и правила безопасного поведения в Интернете: каждому участнику нужно было завести электронную почту, зарегистрироваться на сайте, зарегистрировать команду в проекте, создать страницу команды на сайте. Накопленный опыт позволяет утверждать - проект, был в техническом отношении очень доступным.
Практическая часть (3-5 мин.). 
Задание 1. Заполните пропуски: Учебный проект – это совместная ….., творческая или игровая ….. учащихся-партнеров, имеющая общую ….., согласованные ….., способы деятельности, направленная на достижение …..  по решению какой-либо ….., значимой для участников проекта. 
Ответы: учебно-познавательная, деятельность, цель, методы, общего результата,  проблемы.
Задание 2. Рассмотрите  и обсудите в группе реально проведенный учебный проект с точки зрения наличия ключевых понятий и реализации тех целей (достигнуты – не достигнуты и почему), которые были поставлены учителями-разработчиками проекта. Заполните таблицу к заданию 2. Оцените в баллах 1 (плохо), 2 (удовлетворительно), 3 (хорошо) возможность реализации ключевых понятий учебного проекта в рассматриваемом Вами примере.
Таблица к заданию 2.
После выполнения задания 2 доложите о достигнутых выводах. Не забудьте аргументировать свои решения. Каждая группа высказывается в течение 1 минуты.
Следующие проекты «Слон больше чем животное» на сайте Nachalka.com и «Живой символ Арктики» на сайте Letopisi.org показались очень сложными! Пришлось «на ходу» изучать Google-форму (анкеты), Google-презентацию, Google-карту, различные сервисы. Работа в проекте дала возможность научиться структурировать информацию, представлять ее в различных формах, не только словесной, научиться принимать и объяснять решения, способы выполнения поставленной задачи. А так как в проектах одновременно работало множество команд сразу, то и уважать чужой труд, прислушиваться к мнению других, т.е. взаимодействию и сотрудничеству. Кто хоть немного знаком с ФГОС, подтвердит, что всё это – метапредметные результаты обучения.
За три года мы с ребятами изучили много интернет-сервисов, о которых они, кстати, не узнают на уроках информатики, и каждый из них не только повышал уровень ИКТ-компетенций, но и работал на метапредметные результаты. Многие из этих сервисов не раз использовались участниками проектов во внеурочной деятельности или при представлении результатов своих исследований на уроках. Кроме того, выполнение любого задания в проекте – это еще и умение работать по заданным критериям, что в обычной школьной жизни любого ребенка не может не пригодиться.
Сетевой учебный проект в отличие от телекоммуникационного проекта проводится не во внеурочное время, он предполагает использование урочного времени, отведенного по программе на изучение данной темы или раздела. Проведение такого проекта требует от координатора не только умения организовать внешнее общение в проекте, но и продумывание моментов проведения его в конкретной школе.
Реализация проекта требует выполнения определенных мероприятий: 1. Планирование сетевого проекта. 2. Реализация и анализ.
Чтобы разработать сетевой проект, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект, актуальность проекта, т.е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект, этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами. Затем необходимо описать ключевые элементы проекта; ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно: 
  • сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,
  • проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным явлением,
  • сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,
  • создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,
  • проведение экскурсии, экспедиции, состязания,
  • сетевое общение.
Разработать критерии оценивания этапов проекта. Критерии зависят от характера работы на том или ином этапе. Они могут быть разными, например: 
  • Соответствие теме.
  • Наличие исследования.
  • Грамотность.
  • Дизайн.
  • Оригинальность.
Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.
Основным видом деятельности в сетевом учебном проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.). 
Став организатором сетевых проектов необходимо предложить участникам разные сервисы для выполнения заданий, ориентируясь на ожидаемые результаты и цели проекта. Веб-сайт учебного проекта, отражает суть вашего проекта, ход и результаты его проведения, содержит методические, организационные, оценочные и иллюстративные материалы, необходимые для проведения Вашего проекта.
Успех деятельности в Сети определяется:
  • Положительной мотивацией всех участников процесса.
  • Решением задач стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом.
  • Развитием коммуникативных навыков участников проекта.
  • Возможностью увидеть конечный продукт сетевой деятельности.
Практическая часть (10-11 мин.). 
Задание 3. Каждая группа готовит список из 3-4 тем, соответствующих Тематическому планированию его предмета (или образовательной области школьного учебного плана), которые могли бы стать темой проектов, интересной для учащихся. Три минуты на подготовку. После чего списки собираются и записываются темы на доску. В режиме мозгового штурма (7-8 мин.) вся группа коллективно решает, какая из них достойна разработки в качестве общешкольного учебного проекта. 
После определения темы общешкольного проекта, организуются мини-группы по интересам (2-3 человека) которые определяют подтему в своей области знаний (биология, экология, химия, география, информатика) и берут ее на разработку. 
Полученные результаты заносятся в таблицу.

Задание 4. Разрабатываем формулировки возможных проблем будущего проекта (3 мин.).
Например: Проект «Транспорт нашего города» поднимает проблемы: 1. проблема организации транспортных потоков в городе, 2. проблема психологической комфортности пассажиров городского транспорта; 3. проблема грузовых и пассажирских перевозок в городе. Общую проблему проекта учитель формулирует для себя и учащимся ее не озвучивает. Конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать САМИ УЧАЩИЕСЯ! 
Задание 5. Сформулируйте возможные проблемы проекта «для себя» и возможные варианты формулировок учащимися (6-7 мин.) 
Задание 6. Разрабатываем структуру и этапы учебного проекта (15 минут).

  • Определение темы проекта
  • Формулировка проблемы учителем
  • Формулировки возможных вариантов проблем учащимися
  • Выдвижение гипотез  решения сформулированных проблем, распределение задач по группам, формирование групп
  • Определение названия проекта.
  • Формулировка дидактических целей проекта
  • Формулировка  методических задач 
  • Обсуждение алгоритма (плана) работы группы
  • Обсуждение возможных методов исследования каждой группой.
  • Обсуждение возможных источников информации, инструкция о заполнении папок директории «Источники», сообщение об авторском праве
  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
  • Самостоятельная работа  групп по выполнению заданий.
  • Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (промежуточные результаты). Самостоятельная работа.
  • Промежуточное обсуждение полученных данных. 
  • Продолжение выполнения заданий группами, самостоятельная работа.
  • Защита и оппонирование полученных результатов и выводов. 
  • Внутренняя оценка работы каждого участника группы. 
  • Внешняя оценка работы групп. 


Задания 7. Разработайте список материалов, которые могут понадобиться для работы над проектом.

  • Определение темы проекта
  • Формулировка проблемы
  • Формулировки возможных вариантов проблем
  • Выдвижение гипотез их решения, распределение задач по группам, формирование групп
  • Определение названия проекта.
  • Формулировка дидактических целей проекта
  • Формулировка  методических задач 
  • Обсуждение алгоритма (плана) работы группы
  • Обсуждение возможных методов исследования каждой группой.
  • Обсуждение возможных источников информации, инструкция о заполнении папок директории «Источники», сообщение об авторском праве
  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
  • Самостоятельная работа  групп по выполнению заданий.
  • Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (промежуточные результаты). Самостоятельная работа.
  • Промежуточное обсуждение полученных данных. 
  • Продолжение выполнения заданий группами, самостоятельная работа.
  • Защита и оппонирование полученных результатов и выводов. 
  • Внутренняя оценка работы каждого участника группы. 
  • Внешняя оценка работы групп. 

Представим себе, что проект прошел успешно. Каждая группа учащиеся собрала необходимую для решения проблемы их проекта информацию. Учащиеся обработали данные, провели исследование, сделали выводы, предложили пути решения проблемы, представили результаты своей работы на заключительной конференции, заработали очки и баллы.  Необходимо определить эффективность проведенного проекта.
Педагогическую эффективность учебного проекта мы понимаем как успешную реализацию поставленных дидактических целей и решения методических задач проекта, которые были сформулированы на подготовительном этапе, и ради решения которых и была организована деятельность учащихся в рамках учебного проекта.
Задание 9. Определение педагогической эффективности учебного проекта: 
а) были ли достигнуты ВСЕ поставленные дидактические цели, 
б) были ли решены ВСЕ поставленные методические задачи проекта,

в) в рамках достижения вышеупомянутых целей и решения методических задач, какие компетентности и УУД были сформированы у учащихся.
Задание 10. Представьте себе, что подготовленный Вами проект проведен и завершен. Посмотрите на него со стороны, глазами внешнего эксперта. Оцените проект по 3-бальной системе (1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо). Занесите результаты в таблицу. Время на отчет по заданию – 1 минута на группу.
Подсчитайте количество баллов по предложенной ниже схеме, и смело выставляйте оценку за проект.
Максимальное количество баллов  - 30 (100%). 
Более 20 набранных баллов соответствует  70% и оценке 3 (удовлетворительно).
Более 24 набранных баллов соответствует 80% и оценке 4 (хорошо).
Более 27 набранных баллов соответствует 90% и оценке 5 (отлично).
Задание 11. Отчет и представление проекта. Какую форму отчета Вы выбрали бы для своего проекта и почему? Аргументируйте свой выбор. Каждой группе – 3 минуты на обсуждение и 1 минута на выступление.  Отчет о проведенном проекте обычно делается после завершения работы над проектом учителем-координатором на педсовете или совещании методистов, или научно-практической конференции. Вид оформления результатов гипотетически проведенного проекта любой. Это может быть презентация или публикация, которую Вы раздадите участникам конференции для наглядности и поддержки вербально воспринимаемого доклада, или же веб-страница. Рекомендуемая схема отчета: 1) отчет о подготовительном этапе, 2) о ходе работы, 3) полученных результатах и 4) педагогической эффективности проекта.

Создание сетевого учебного проекта требует от учителя больших усилий, но они оправданы. В результате приобретается опыт и умения очень важные в современном мире.

источники:
1. Баландина Е. А. Мастер-класс "Технология разработки учебного проекта".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...